Ип Ман 葉問 - вин чун
Мастер IP MAN: Ип Гай-Ман родился 1 октября 1893 года в городе Фошань в провинции Гуандун. В 1906 году он начал учить тогда малоизвестное боевое искусство Вин Чун. На протяжении следующих девяти лет, он изучал Вин Чун в Фошанье, а позже и Гонконге. В 24 года Ип Ман вернулся в Фошань. Вместо того чтобы открыть свою школу боевых искусств, он стал полицейским и обучил Вин Чун нескольких своих подчинённых, друзей и родственников..
Когда Япония напала на Китай и захватила Фошань, Ип Ман остался верен своей стране и не присоединился к народному ополчению, которое собрали японцы для поддержания контроля над захваченными китайскими территориями. Вместо этого Ип Ман стал обучать Вин Чун китайских рабочих на хлопковой фабрике своего хорошего друга. Фильм “Ip Man” рассказывает именно об этом периоде жизни великого мастера.
После войны в 1949 году, Ип Ман окончательно перебрался в Гонконг и открыл свою первую школу боевых искусств, преподававшую Вин Чун. За годы существования школы Ип Ман обрёл множество последователей.
Школы Вин Чун открылись по всему миру. На данный момент насчитывается около двух миллионов последователей этой школы боевых искусств.Некоторые из его заметных студентов: Leung Sheung, Lok Yiu, Leung Ting, Чу Shong-олово, Вонг Шун Ленга, Вонг Кью (王 乔), Ип Бо-цин (叶步青), Вильям Ченг, Hawkins Cheung, Брюс Ли (李 小龙), Вонг Лонг, Вонг Чок, Закон Бинг Ли Шинг, Хо Кам-мина, Moy Yat, Дункан Leung, Дерек Fung Ping-бор (冯平波), Крис Чан Шинг (陈 成), Виктор Кан Wah Чит (简 华 捷) Стэнли Чан, Чжоу Сы-Чунь, Там Лай, Ли Че-конг, Кан Син-грех, Саймон Лау, его племянник Lo Человек-кам, и его сыновья Ип Чин и Ип Чун.
Вклад в развитие боевых искусств
Трудно переоценить вклад Ип Мана в распространение и популяризацию кун-фу Вин Чунь. Именно он впервые отказался от закрытой клановой системы передачи знаний и стал брать учеников, оценивая лишь их способности и не придавая значения родственным или дружеским связям. В результате Вин Чунь стал чрезвычайно популярен в Гонконге, а вскоре был разнесен учениками Ип Мана по всему Свету.
С одним из его учеников, Брюсом Ли, связывают всплеск интереса к кунг-фу в Европе и Америке в 70-е годы XX века: до той поры Западный мир был хорошо знаком с японскими боевыми искусствами, но не с китайскими.
В то же время в самом Китае в результате Культурной революции традиционные боевые искусства оказались в опале, многие мастера подверглись гонениям. И если сегодня ушу активно поддерживается и пропагандируется китайским правительством, случилось это во многом благодаря его популярности за пределами Китая.
Известно, что Ип Ман всю свою жизнь модифицировал и развивал технический арсенал Вин Чунь, но здесь его личный вклад определить трудно — в первую очередь потому, что многие из его учеников и дальше продолжали видоизменять технику, в результате практически невозможно найти «чистый» Вин Чунь Ип Мана; тем более невозможно найти для сравнения образец кунфу его учителей. В целом Ип Ман все же преподавал традиционный Вин Чунь и никогда не претендовал на создание собственного стиля.
Если же Ип Мана называют иногда основателем современного Вин Чунь, то это в первую очередь связано с его вкладом в теорию и методику преподавания этого вида боевого искусства. Сегодня Вин Чунь известен как компактный и рациональный стиль: вместо заучивания непонятных движений ученику с самого начала предлагается небольшой набор принципов, исходя из которых он в дальнейшем может оценивать правильность исполнения и пригодность тех или иных технических действий. При этом теория Вин Чунь формулируется в рациональных терминах, таких как «центральная линия», «уход с линии атаки», и так далее.
Но в начале XX века в Вин Чунь, как и в других стилях китайского кунфу, господствовала эзотерическая терминология, присутствовало также и подражание повадкам животных. Ип Ман придал системе Вин Чунь её современную стройность и практически очистил методику преподавания этого стиля от религиозно-мистических и «звериных» элементов[3], как будто предвидя, что следующие поколения практикующих Вин Чунь не будут знакомы ни с традиционными религиями Китая, ни с повадками представителей местной фауны.
Незадолго до конца своей жизни Ип Ман решил создать ассоциацию, способную объединить его многочисленных учеников. Сегодня такой шаг может показаться естественным, но в 1967 году его «Атлетическая ассоциация Вин Чунь» стала первой официально зарегистрированной в Гонконге организацией, ставящей своими задачами распространение и развитие боевого искусства. Ассоциация давно превратилась в международную[5], число её членов постоянно растет.